Автор — Александра Джандемир
Цена опасного вождения
Разбираем по полочкам насущные вопросы страхования транспортных средств, новые указания Центрального Банка, обязательные требования к владельцам и будущие нововведения в этой сфере.
Зачастую невозможно в полной мере предугадать, что может произойти на дороге: как вы себя поведёте в экстренной ситуации при управлении транспортным средством (далее — ТС)? В случае, когда водитель всё же попал в ДТП, на помощь приходит «страховка». Однако наличие страхового полиса ОСАГО — не только гарантия соблюдения законных интересов автовладельцев, но и предусмотренная российским законодательством обязанность.
Что такое ОСАГО?
Аббревиатура ОСАГО используется для сокращения термина обязательного страхования автогражданской ответственности в соответствии с одноимённым Федеральным законом. Полис ОСАГО необходим для гарантии возмещения водителем причинённого другому ТС ущерба или вреда жизни и здоровью другого водителя и/или пассажиров.
Проще говоря, ОСАГО нужно для того, чтобы в случае аварии ремонт машины или иного ТС и лечение пострадавшего оплачивал не сам виновник, а страховая компания. Выплаты в такой ситуации не могут превышать 400 тысяч рублей.
А сколько стоит?
Ещё 8 декабря 2021 года вышло Указание Центрального Банка (далее — ЦБ), установившее предельные размеры базовых ставок страховых тарифов ОСАГО, однако в силу оно вступило совсем недавно — 1 апреля 2022 года.
Существуют и другие полисы страхования, но они не обязательны по закону и обходятся дороже, потому что, помимо больших выплат, гарантируют ремонт автомобиля виновника аварии и защиту от чрезвычайных ситуаций. Например, если вашу машину поцарапали чужие дети, или на неё упало дерево во время урагана.

Одна из самых популярных страховок — каско. Это добровольное страхование, но при этом в императивном порядке назначается владельцам автомобилей, взявшим их в кредит. Страховка защищает от безвыходных ситуаций перед банком и невозможности покрыть расходы в случае аварии или, к примеру, угона.

Набор ситуаций, в которых ущерб будет оплачивать страховая компания, автовладелец выбирает сам. Чем больше список страховых рисков, тем больше будет строить страхование. Наиболее часто угоняемые автомобили и премиальные марки будет также дороже застраховать, так как расходы страховой компании потенциально будут больше.
Как снизить стоимость обязательной страховки?
Как мы уже заметили, новое Указание ЦБ установило изменённые максимальные и минимальные размеры базовых ставок страховых тарифов. О них говорили давно: например, предлагали рассматривать семейное положение и работу физического лица как возможные факторы для изменения стоимости.
В действительности появились новые коэффициенты в зависимости от региона и города регистрации автомобиля. Например, в Московской области они меняются от 1,56 до 1.
А если транспортное средство зарегистрировано за пределами Российской Федерации, то используют коэффициент 1,7.

Также коэффициенты зависят от количества страховых возмещений в течение года и за предыдущий период. То есть, если аварий и, соответственно, страховых выплат за них было меньше трёх (или не было вообще), аккуратный водитель платит по меньшему коэффициенту. Если было множество аварий, то «опасному» водителю нужно будет заплатить больше за небрежное отношение к окружающим на дороге и к самому себе.


Иные критерии
Мощность, возраст, стаж, использование
Мощность двигателя
Большая мощность пропорционально обозначает большую стоимость. Если мощность лошадиных сил превышает 150, то берётся коэффициент 1,6, а если меньше 50 лошадиных сил — 0,6.
Использование
Отсутствие ограничения на количество «дополнительных» людей, которые будут помимо владельца управлять транспортным средством, ещё на 2,32 повысит стоимость страховки для физических лиц.
Возраст и стаж водителя
Возраст водителя и стаж вождения тоже напрямую влияют на стоимость страховки: чем меньше возраст и опыт, тем больше стоимость. Для людей от 16 до 21 года при нулевом стаже вождения коэффициент будет равен 2,27, а для людей старше 59 лет — 1,43 при таком же отсутствии стажа вождения.

Регулярность использования конкретного ТС тоже важен: до трёх месяцев тариф будет меньше, чем свыше 9 месяцев использования.
Зачем нужны разные критерии?
Описанные нами критерии способствуют правильной финансово-экономической политике страховых компаний, ведь ОСАГО регулируется государством, а также снижению опасных дорожно-транспортных происшествий — водители будут ответственнее относиться к себе и окружающим. Чёткое определение коэффициентов делает систему страхования более открытой и понятной для водителей, формирует стремление избегать аварий, накапливать стаж и добросовестно использовать своё транспортное средство.

Указание Банка России строго запрещает разделение по расовой принадлежности, национальности, языку, религии, участию в политической или общественной деятельности, должности, так как такая дискриминация не соответствовала бы законодательству России. Однако за последний месяц тарифы каско подорожали на 10-15%, а ОСАГО — на 5-10%.
Будущие изменения этого года
1
Продажа автомобиля
С 1 октября планируются нововведения при продаже автомобиля. Сейчас при покупке автомобиля с действующей страховкой новый владелец должен расторгнуть договор и оформить другой. По новым правилам при продаже автомобиля можно будет сохранить обязательное страхование.
2
Извещение о ДТП
Были внесены ещё не вступившие в силу изменения о том, что водители могут не записывать в извещении о ДТП свидетелей аварии, их имена, фамилии и место жительства.
3
Расходы
Почтовые расходы потерпевшего, ныне лежащие на нём, перейдут в перечень возмещаемых страховой компанией расходов.
4
Экспертиза
Страховщик будет обязан в течение 5 рабочих дней направить результаты экспертизы и осмотра автомобиля потерпевшего, а также указать способ получения потерпевшим этих результатов.
Думаем, всегда актуально следить за изменениями в дорожно-транспортной сфере, ведь от этого зависит безопасность каждого из нас. Мы все так или иначе принимаем участие в дорожном движении — как водители или пешеходы. «Фемида» подробно рассмотрела нововведения в страховании транспортных средств, но главное здесь — это человеческая жизнь, для защиты которой регулярно вносятся поправки и изменения.
Made on
Tilda