Не является
публичной офертой

Автор - Анастасия Федорченко
Каждый из вас, слушая рекламу по телевидению или радио, хотя бы раз слышал такие слова: «…не является публичной офертой». Но задумывались ли вы, что такое оферта и почему рекламодателям она так важна? Сегодня политика «Фемиды» настроена на разбор непонятных вами терминов, которое достаточно часто встречаются в ежедневной суете. Давайте же разберёмся с «публичной офертой».
Как мы видим, слово «оферта» явно иноязычного происхождения. Свои корни оно берёт от английского слова «offertus», что дословно обозначает «предложение, предлагать, предложенный».

Значит, оферта — это приглашение вас к сотрудничеству и заключению сделки, где изложены существенные условия договора с целью получения определённого результата.

Весьма значимое отличие оферты от рекламы по телевизору или буклета с информацией заключается в том, что в ней будут описаны все «существенные условия» будущего договора (сроки выполнения, цена, условия доставки и т.п.).

Помимо прочего, прямое отношение к оферте имеет место набор терминов, которые вряд ли удастся понять без специального знания юридической и экономической терминологии.

Акцептант
— тот, кому адресована оферта (это может быть как конкретный человек или группа людей, так и случайный прохожий, увидевший данное предложение).

Например, вы заходите в продуктовый магазин, видите ценник на молоко и автоматически становитесь акцептантом, покупая данный продукт. Ценник — это оферта, продавец (или владелец магазина) является оферентом, а те, кто купили товар, есть акцептанты.

Акцепт
— факт принятия оферты на тех условиях, на которых она предлагалась (например, покупка товара по той цене, что была указана на ценнике). Если акцептант решил изменить условия, то это уже будет являться встречной офертой, а не акцептом.
Оферент
— физическое или юридическое лицо, предлагающее оферту (это может быть продавец товаров или услуг, потенциальный заказчик ваших услуг или покупатель ваших товаров).

Важным выступает тот факт, что оферент, предлагая вам оферту, налагает на себя обязательства по соблюдению условий договора, так как акцептант будет рассчитывать именно на них и может понести убытки, понадеявшись на заверения оферента.
А есть ли какой-либо срок действия оферты?
Безусловно, да. Оферта выступает специфическим видом срочного договора. К тому же, время действия оферты может быть не прописано совсем либо прописано самим оферентом. И если время действия оферты не указано, то считается, что данное предложение будет действовать в течение двух месяцев с момента её получения акцептантом.

Проще говоря, если вы увидели рекламу по телевизору с указанием цены товара и описанием прочих «существенных условий» (и при этом не было сказано, что такое объявление «не является публичной офертой»), у вас есть два месяца на принятие решения. Если же условия за это время поменялись, то вы вправе требовать выполнение обещанного (вплоть до подачи иска в суд).

Российское законодательство различает несколько видов оферт, но сегодня нас интересует именно публичная.

Публичная оферта — это предложение неопределённому кругу лиц (всем желающим) заключить договор на указанных условиях, при котором никому не может быть отказано в заключении и совершении соответствующей сделки. Если в предложении содержится указание на конкретные категории лиц, с которыми сделка может быть заключена, публичной офертой оно уже не является.

Публичная оферта основывается на трёх условиях:
Намерение заключения договора со стороны лица, сделавшего предложения
Выполнение двумя сторонами названных условий
Заключение соглашения с любым лицом, отозвавшимся на предложение
Важно учесть, что офертой не предполагаются дополнительные условия в рамках сделки. Продавец не может корректировать сделку даже при её невыгодности для себя.
Почему же рекламодатели так ясно указывают на тот факт, что их предложение всё-таки не является публичной офертой?
Всё, конечно же, сводится к маркетинговому ходу.

Публичная реклама, которую мы слышим по ТВ-каналам и радиостанциям, всегда предлагает нам весьма воодушевлённые условия и предложения, тем самым заранее направляя наши действия на получение данного товара. Но, как только произносится фраза «не является публичной офертой», рекламодатель автоматически сбрасывает с себя бремя ответственности за произнесённые условия в рекламе — клиент уже не сможет потребовать заключение сделки именно на таких условиях, какие описаны в рекламе. Таким образом, рекламодатели оставляют себе место для манёвра ценами и условиями сбыта.

Например, в рекламе вы слышите, что автомобиль продаётся с полным пакетом дополнительных опций всего за миллион рублей. Но, после прозвучавшего в рекламе «не является публичной офертой», вы уже не можете быть уверены, что приобретёте автомобиль именно по такой цене.
Итак, оферта — предложение о совершении гражданско-правовой сделки на указанных в нём условиях. Если предложение адресовано неопределённому кругу лиц, то оно признаётся публичным. При этом реклама офертой не является, если не содержит её признаков, установленных законодательством.
Made on
Tilda