Автор — Валерия Цветкова
Правовой бункер для экс-президентов РФ
Лица, занимающие определённые руководящие должности, обладают не только более широкими полномочиями, но и серьёзными обязанностями, которые они должны полноценно исполнять. В качестве правовой защиты таких лиц был создан институт неприкосновенности. Но куда денутся все гарантии, если вдруг придётся покинуть занимаемую должность? Оказывается, никуда... но только если вы — Президент Российской Федерации.

Редакция «Фемиды» обратилась за помощью к кандидату юридических наук и доценту кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП, Кряжковой Ольге Николаевне. Мы постарались выяснить, насколько объёмными стали гарантии защищённости для экс-президентов РФ согласно вступившему в силу 2 января 2021 года Федеральному закону о гарантиях неприкосновенности бывшему Президенту РФ.
— Ольга Николаевна, поделитесь своим комментарием по поводу уже существующей и закреплённой сначала в Федеральном законе № 12-ФЗ «О гарантиях...», а затем и в Конституции РФ (ред. от 14.03.2020), норме о порядке и основаниях лишения Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, неприкосновенности.

Валерия Цветкова
Главный редактор
— Давайте сначала посмотрим на то, как менялись правила о неприкосновенности бывшего Президента в России.
Ольга Николаевна, кандидат юридических наук и доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП
  • В Конституции 1993 года с самого начала было закреплено, что Президент обладает неприкосновенностью. Это статья 91. По буквальному смыслу в ней идёт речь о действующем главе государства.

  • Гарантии неприкосновенности бывшему Президенту появились в 1999 году, сразу после отставки Бориса Ельцина, в Указе № 1763, подписанном исполняющим обязанности Президента Владимиром Путиным. В начале 2001 года они перекочевали в Федеральный закон № 12-ФЗ. Там стал регулироваться объём неприкосновенности (как именно защищён бывший Президент), а также порядок снятия неприкосновенности.

  • В 2007 году полномочие возбуждать против бывшего Президента уголовное дело было передано от Генерального прокурора руководителю вновь созданного Следственного комитета.

До конституционной реформы 2020 года существенных изменений в законе № 12-ФЗ не было.

  • В ходе же этой реформы в Конституцию была добавлена статья 92.1 о гарантиях неприкосновенности Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий. Главных нововведений два: абсолютная в своих выражениях формула неприкосновенности для бывшего Президента, такая же, как и для действующего, и порядок снятия неприкосновенности, совпадающий с процедурой отрешения от должности Президента во время нахождения на своём посту.
С точки зрения конституционного права всё это представляет собой исключение из принципа равенства всех перед законом и судом.
Кряжкова Ольга Николаевна
кандидат юридических наук и доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука РГУП
В каких-то ситуациях такое исключение может быть обоснованным по объективным и разумным причинам. Такова неприкосновенность для действующего Президента, что является распространённой практикой в мире и выступает залогом нормального функционирования этого государственного института. В других ситуациях подобная сверхзащищённость вызывает вопросы: какой конституционно одобряемой цели это служит? Поможет ли это или же помешает правовому развитию страны?
— Чем же от этих положений отличается законопроект, выдвинутый на обсуждение в Госдуму?

Валерия Цветкова
Главный редактор
На фото: Владимир Владимирович Путин и Медведев Дмитрий Анатольевич
— Ключевых нововведений, как и в Конституции, два.

Первое: расширяется объём неприкосновенности бывшего Президента. Раньше он не мог быть привлечён к административной и уголовной ответственности за деяния, совершённые во время своего президентства. Теперь он не подлежит ответственности за совершённое деяние в любое время.

Второе: усложняется процедура снятия с этого субъекта неприкосновенности. До 2020 года это могло произойти после возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления и включало в себя получение согласия Госдумы и принятие решения Совета Федерации о снятии неприкосновенности. После вступления закона в силу потребуется выдвижение обвинения Госдумой, заключение Верховного и Конституционного судов, а также специальной комиссии Госдумы, и только потом вопрос перейдёт в Совет Федерации. Повторю, что процедура такая же, как при импичменте действующего Президента.

— Какой Вы видите роль внесённого законопроекта? Повлияет ли он в случае его одобрения на демократичность нашего государства? Может быть, Вы считаете такое возможное решение несправедливым или же, наоборот, поддерживаете эту тенденцию. Ведь, по сути, на конституционном уровне закрепляются уже существующие положения.

Валерия Цветкова
Главный редактор
Ольга Николаевна: — Конституционные поправки 2020 года, безусловно, сыграли решающую роль в тех изменениях, о которых мы говорим. Обнуление сроков президентских полномочий, усиление власти Президента, гарантии бывшему главе государства — это основной лейтмотив реформы, что бы ни рекламировали билборды и телевидение, призывавшие граждан участвовать в голосовании прошлым летом. Поэтому нет причин удивляться происходящему. Свои вопросы я сформулировала выше.

С другой стороны, законы пишутся людьми, и принятое однажды — не значит принятое навсегда. Так давайте это обсуждать, но только используя научный подход и оставаясь в рамках академической дискуссии. Надеюсь, послушать чей-нибудь доклад на эту тему на ближайшей студенческой конференции!
Мнение журнала «Фемида»:

Неприкосновенность, как у действующего Президента, и усложнённая процедура её снятия теперь — залог спокойной жизни бывших Президентов РФ. Вступивший в силу Закон направлен на развитие недавних поправок к Конституции, принятых после общероссийского голосования. Впрочем, как однажды заметил Габриэль Лауб: «Всякая власть исходит от народа. И никогда уже к нему не возвращается».
Made on
Tilda