Автор — Анастасия Федорченко
Эвтаназия: спасение или преступление
«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».
— из клятвы Гиппократа
Международные правовые акты и статья 20 Конституции РФ гарантируют каждому человеку право на жизнь, но стоит задуматься и о более глубоком содержании этого права. Подразумевает ли оно возможность свободного распоряжения человеком своей жизнью? Ведь если существует право на жизнь, то есть и право на смерть. Или нет?

В народе «право на смерть» именовали эвтаназией, которая вызвала довольно бурные дискуссии не только среди врачей и моралистов, но и среди правоведов. В этой статье мы расскажем о происхождении этого термина и попытаемся если не закрыть, то хотя бы найти для вас путь к ответам на поставленные вопросы.
История и значение термина
Эвтаназия (от греч. «eu» – хорошо и «thanatos» – смерть) представляет собой намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного для прекращения его страданий. Ещё в Древней Греции под эвтаназией понимали лёгкую смерть, убийство из сострадания. Сократ, Платон и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжелобольных людей даже без их согласия. Более того, они считали, что человек, ставший из-за своей неизлечимой болезни очень слабым, — обуза для общества, а потому он обязан совершить самоубийство как свой моральный долг.

В XVI веке английский философ Фрэнсис Бэкон впервые обозначил эвтаназию как лёгкую, безболезненную смерть, которая не сопровождается длительной тяжёлой агонией и не вызывает физических и моральных мучений для умирающего человека и его близких.

Заглянув в Краткий Оксфордский словарь, мы обнаружили три значения термина «эвтаназия»:
1) «спокойная и лёгкая смерть»;
2) «средства для этого»;
3) «действие по её осуществлению».
Сейчас в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан эвтаназия определяется как «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии или осуществляет эвтаназию, несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». В свою очередь Кодекс профессиональной этики врача трактует эвтаназию как «акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе близких».

Будучи сложным социальным явлением, эвтаназия имеет множество аспектов, однако нас больше интересует рассмотрение её с юридической точки зрения.

Законность
В 1987 году в Мадриде на 39-й Всемирной Медицинской Ассамблее была принята Декларация, согласно которой «эвтаназия, то есть акт преднамеренного прерывания жизни пациента, даже сделанная по просьбе самого пациента или по просьбе его близких родственников, является неэтичной. Это не освобождает врача от принятия во внимание желания пациента, чтобы естественные процессы умирания шли своим ходом в завершающей стадии заболевания».

По характеру совершённого врачом деяния принято выделять активную и пассивную эвтаназии. Активная эвтаназия осуществляется путём активных медико-социальных действий врача (создание неблагоприятных условий для выживания, например, перемещение кровати пациента поближе к сквозняку). Пассивная же эвтаназия предполагает отказ от проведения или прекращение медико-социальных мероприятий, направленных на спасение жизни пациента (например, отключение жизнеобеспечивающей аппаратуры, прекращение питания, влекущее голодную смерть пациента).

Изучая вопрос о легализации эвтаназии, мы решили проанализировать не только отечественное, но и зарубежное законодательство.

Первым наше внимание привлёк одобренный в 2001 году Парламентом Голландии законопроект, освобождающий от судебной ответственности врачей, помогающих тяжелобольным уходить из жизни. При этом медицинские работники обязаны до последнего момента выполнять условия надлежащего медицинского ухода и сообщить о своих действиях муниципальному следователю, ведущему дело о скоропостижной смерти. Все другие формы прекращения жизни, будь то просьба или содействие в самоубийстве подлежат уголовному преследованию.

Принятый законопроект вызвал бурное обсуждение во всем мире: Совет Европы, осудив разрешение эвтаназии, призвал Первую палату Генеральных штатов Нидерландов отвергнуть законопроект. Однако министр здравоохранения Голландии заявила, что «эвтаназия имеет место и в других странах мира, но только там делается всё секретно. Мы же хотим открытости и вывода этого вопроса на свет».

Другой точки зрения придерживается Италия, известная своей сильной религиозной традицией. В десятой энциклике папы Иоанна Павла 2 «Веритас сплендор», опубликованной в 1993 году, эвтаназия ставится в одни ряд с геноцидом и даже с физическими или моральными пытками.

Jacob Kagi, ABC News
Опрос общественного мнения в Великобритании показал, что 72% опрошенных готовы одобрить эвтаназию при определённых обстоятельствах, 76% опрошенных во Франции высказались за отмену закона, запрещающего эвтаназию. Американцы в пропорции шесть к одному поддерживают право пациента решать, нужно ли отключить сохраняющую ему жизнь аппаратуру или нет. В Японии 82% опрошенных жителей согласны с тем, чтобы при полном отсутствии надежды на излечение прекратить дальнейшее существование пациента и отключить ему систему жизнеобеспечения.
Позиция России
Российские учёные и юристы весьма критически относятся к возможности применения эвтаназии и её целесообразности. Многие уверены, что в случае возникновения потребности в этой процедуре и волевом уходе человека из жизни основание для реализации конституционного права на охрану здоровья окажется исчерпанным, поскольку охрана здоровья просто не сможет быть реализована.

Своеобразную позицию по вопросу легализации эвтаназии в России высказала кандидат юридических наук Елена Олеговна Маляева. Автор полагает, что толкование конституционного права на жизнь предполагает принадлежащее каждому человеку от рождения неотъемлемое право распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению, право защищать её от всякого рода незаконных посягательств и право прекратить её в любой момент, когда для этого будет достаточно разумных оснований. Другими словами, декларируя права и свободы человека, мы должны признать право человека самому решать, когда и как умереть.

Анализируя различные определения эвтаназии, Е.О. Маляева предлагает и своё собственное: «Эвтаназия — удовлетворение добровольной осмысленной просьбы терминального больного об ускорении его смерти какими-либо действиями и средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни».
Тем не менее, какие бы точки зрения не высказывались в кругах учёных, Россия на законодательном уровне остаётся противницей эвтаназии, что не сильно отличает её от европейских стран: философия незыблемости прав и основных свобод человека, а также неприкосновенности жизни продолжает занимать доминирующую позицию.
Made on
Tilda