Автор - Анастасия Федорченко

«Click-wrap»: как мы простым нажатием кнопки заключаем договор в интернете?

В век информационных технологий любой юридический вопрос можно решить звонком на горячую линию. Но знаете ли вы, что в виртуальном пространстве можно не только осуществлять консультации по различным правовым вопросам, но и непосредственно заключать сделки/договоры путём щелчка мышью по клавише «Я согласен»? Столь на первый взгляд запутанная и устрашающая форма договора получила название «click-wrap».
По своей природе способ заключения договора посредством «click-wrap» относительно молодой. Он появился в процессе развития информационных технологий в конце XX века в США. Понятие «click-wrap соглашение» на уровне законодательства не было закреплено, но активно использовалось юристами в судебной практике.

В научной литературе США можно найти следующее определение понятия «click-wrap соглашение»: «Это соглашение, полностью заключённое в онлайн-среде, такой как Интернет, в котором изложены права и обязанности сторон».

Для чего?

Такое соглашение призвано сокращать время заключения договора и используется для:
установления условий загрузки и использования программного обеспечения через Интернет
изложения правила, по которым пользователи могут получить доступ к веб-сайту или его части
установления условий продажи товаров и услуг онлайн
В судебных актах США можно найти определение click-wrap соглашения через описание такого явления как «сообщение, представленное пользователю на экране компьютера, которое требует, чтобы пользователь согласился с условиями соглашения посредством нажатия на иконку». Суды при рассмотрении условий договора отмечали, что стороны связаны договором, если отсутствует мошенничество или ошибка, так как сторона подписывает договор и имеет возможность ознакомиться с условиями этого договора.

В российской литературе правовая природа click-wrap соглашений вызывает дискуссии. Одни исследователи относят их к договорам, заключаемым посредством обмена электронными документами. Другие же склоняются к тому, что click-wrap соглашения вообще не имеют юридической силы.
Помимо click-wrap соглашений существуют и такие виды соглашений, как shrink-wrap transaction (так называемое упаковочное соглашение), shareware transaction (предоставление демоверсии программы) и brows-wrap соглашение. Shrink-wrap transaction — или «упаковочное» соглашение — представляет собой покупку коробки, которая содержит внутри программу. При открытии коробки у пользователя возникает два варианта действий: согласиться с условиями, которые он найдёт в коробке при установке программы, либо вернуть товар продавцу. Brows-wrap — более быстрый способ заключения договора: пользователю предоставляется ссылка на текст соглашения совместно с окошком «принять соглашение».

Разберёмся же с особенностями «click-wrap» соглашения, которое является основой для всех других его разновидностей:

  • «click-wrap» механизм совершения сделки полностью лишает сторону возможности вести переговоры или вносить правки в предлагаемые условия договора. Такой принцип получил название «take-it-or-leave-it», что можно перевести как «принимаешь или уходишь»;
  • для заключения «click-wrap» соглашения не требуется бумажных документов, собственноручных подписей или личного общения сторон;
  • «click-wrap» соглашения позволяют оференту с минимальными экономическими издержками заключать максимальное количество контрактов
  • click-wrap» в равной степени применяется к любым видам договоров, поскольку опосредует собой неконкретные виды прав.







Важным является вопрос о применимости click-wrap договоров в российской системе права. Следует отметить, что в Российской Федерации нет специального закона, конкретизирующего отношения в сфере электронной коммерции, поэтому конструкция click-wrap договора может быть совместима с положениями Гражданского кодекса. При решении вопроса о форме click-wrap договора необходимо исходить из п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса, в котором описаны признаки публичной оферты. Так, click-wrap соглашения содержат все условия, с которыми пользователь может ознакомиться, а также предоставляют возможность всем заинтересованным лицам заключить его путём принятия акцепта.

А в чём отличия заключения договора в сети Интернет от «классического» договора?
Заключая сделки в интернете, пользователи меняют своё отношение к договору: у них зачастую складывается впечатление, что договор не был заключён вовсе. Это во многом связано с тем, что отсутствуют формальности вроде подписания соглашения.

Когда одна из сторон договора ставит подпись, само это действие формирует обязательное отношение к договору вне зависимости от того, ознакомилась ли сторона с договором или нет. Но и при заключении договора в Интернете клик мышки в окне формирует подпись, и правовые последствия возникают те же, что и при собственноручной подписи.
Рассмотренные способы заключения договоров в Интернете стали уже широко распространёнными, хотя в правовом отношении они до сих пор остаются малоизученными и в недостаточной степени урегулированными. Поэтому в настоящее время очень важно заложить правовые основы для регулирования договорных отношений в Интернете, ведь будут появляться новые сервисы в интернете, как и новые способы заключения договоров. А чтобы знать о таких актуальных юридических вопросах чаще заходите к нам и читайте «Фемиду»!
Made on
Tilda