Автор — Денис Цура
Под грифом «Честно»
Про наклейки с квадратным кодом, правду о товарах и практическую пользу «честных знаков».
Возможно, вы не однократно видели на лекарствах или бутылках с молоком небольшую наклейку с квадратным кодом. Эта наклейка — молодая инициатива властей с весьма привлекательным названием: «Честный знак». В статье разбираемся, что представляет собой «Честный знак», зачем он нужен и какую правду о товаре с помощью него можно узнать .
Рождение системы
Сначала поправки в Федеральный закон о государственном регулировании торговой деятельности, а дальше — больше.
Честный знак берёт своё начало в далёком 2018 году, когда Президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании государственной информационной системы, позволяющей отслеживать движение маркированный товаров прямо от производителя до полки в магазине.
Предлагалось включить в ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» новую статью 20.1 «Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Затем уже в апреле 2019 года ООО «Оператор-ЦРПТ» (или же ЦРПТ — Центр развития перспективных технологий) стал оператором информационной системы мониторинга, которая получила название «Честный знак».
Самой важной предпосылкой введения такой системы стала большая доля контрафактной продукции в России. По оценкам Минпромторга РФ её количество составляло более 6 миллионов единиц с начала 2018 года. Именно борьбу с некачественной продукцией и привлечение к ответственности её распространителей «Честный знак» провозгласил своей главной задачей. Уже с 2024 года планируется обязательная маркировка всех видов продукции.
Схема работы национальной системы маркировки довольно проста: на товар производителем наклеивается уникальный Data Matrix код (квадратный чёрно-белый штрихкод, напоминающий QR-код). Этот код присваивает товару ЦРПТ, который способен отслеживать информацию о передвижении товара по логистической цепи вплоть до продажи товара на кассе. Такая информация становится доступной покупателю при сканировании кода в специальном мобильном приложении, что позволяет сформировать у потребителя представление о том: где произведён товар, что находится в его составе, что означает маркировка на упаковках и бирках.
Что сейчас с системой?
На данный момент «Честный знак» пробует себя в различных товарных группах. Уже подлежат обязательной маркировке: шубы, лекарства, обувь, табак, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда, постельное бельё и полотенца, молочная продукция, питьевая вода. В качестве эксперимента запущена тестовая (необязательная) маркировка БАДов, слабоалкогольных напитков и медицинских изделий, а с 1 ноября 2022 планируется эксперимент области продажи икры.

По состоянию на осень 2021 года приложение «Честный знак» уже имело более 4,5 миллионов скачиваний, что показывает интерес потребителей к «народному контролю» за качеством продукции.
Потом наше внимание приковали лекарства, которые стали в обязательном порядке маркироваться ещё с 1 июля 2019 года. Попытка отсканировать код с бутылочки «фукорцина» окончилась тем, что приложение показалось лишь наименование товара. Видимо, не все товары имеют при себе подробное описание, хотя данное средство было произведено всего лишь 10 мая 2021 года.

На этом попытки не закончились, и мы отсканировали купленные в этом году таблетки «амоксиклав». Приложение «угадало» не только характеристики, страну производства, но и день покупки лекарства: 10 мая 2022 года. Характеристики выглядят уже интереснее: приложение предоставляет полную инструкцию, показания к применению, наименование иностранного производителя. Сохранив показатели из приложения, впоследствии можно будет не переживать о сроке годности в случае утери упаковки таблеток.
Интерес редакции переместился на сканирование обуви. Показателей появилось ещё больше: вместе с различными заводскими характеристиками, датой производства, наименованием импортёра и бренда, система нашла разрешительную документацию с её номером и началом срока действия. Данная информация действительно полезная, так как позволяет убедиться, что известная сеть спортивных товаров продаёт легальный лицензированный товар.
Борьба с некачественным товаром
Приложение предоставляет возможность подать жалобу на несоответствие описания товара на упаковке описанию приложения. Такая форма обратной связи приведёт к проведению проверки и, возможно, привлечению продавца к ответственности по статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП), устанавливающей штрафные санкции за производство, ввод в оборот или продажу товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.

Актуальность пресечения подобных нарушения ясно показана на практике: количество рассмотренных дел по статье 15.12 КоАП в 2021 году выросло в полтора раза по сравнению с количеством аналогичных дел с 2017 года. Отследить и вычислить недобросовестного распространителя товаров стало намного проще.
Всегда есть одно "но"
Не вся продукция на данный момент (даже из перечисленных категорий) имеет на себе маркировку. Но всё же постоянно растущее количество и ассортимент зарегистрированного товара и распространение маркировки должно вселить потребителю уверенность в качестве продуктов и не оставить сомнений касательно происхождения, состава и назначения тех или иных товаров на полках магазинов.
Инициатива на протяжении уже нескольких лет продолжает испытывать себя и помимо заметных достижений в виде снижения уровня незаконного оборота покрышек вдвое с 25% 2019 года до 12,5% в 2021 году, снижения контрафакта парфюмерии на 13%, снижения контрафакта лекарств на треть и сигарет на четверть по сравнению с 2019 годом, у системы есть и свои недоработки.
Эксперты называют самые очевидные проблемы: несмотря на стоимость одного матрикс кода в размере 50 копеек, фирмам требуются многомиллионные затраты на приобретение оборудования для нанесения и считывания маркировки, установку программного обеспечения, что в результате способно повысить конечную стоимость продукта и снизить количество игроков на рынке.
Мы же считаем, что срок в три года довольно мал, чтобы в полной мере можно было судить о таких перспективных и масштабных проектах. На данный момент маркировка, действительно, способна дать полезную информацию о лекарствах, одежде, молочной продукции и др., может помочь простому обывателю выбрать достойный товар для потребления, обойти стороной контрафакт и сообщить о факте его выявление в компетентные органы.
До введения обязательной маркировки и запуска системы повсеместно пока трудно выявить эффективность «Честного знака», но журнал «Фемида» продолжит изучать новости и делиться ими с дорогими читателями.
Made on
Tilda